суббота, 13 июля 2013 г.

Гауя: водный матрас

Гауя: Валка(Зиле)-Цесис, 100 км

Байдарочный поход  1-5 июля 2013

Три человека, байдарка Салют-3.


В этом году мы решили отправиться в водный поход не в России, а в 
Латвии, по одной из живописнейших её рек – Гауе. Захотелось иметь больше цивилизованных мест рядом с рекой, а не как у нас - в радиусе 50 километров ни одной живой души. Общая длина её составляет 452 километра, свое начало она берёт на Видземской возвышенности и впадает в Рижский залив Балтийского моря.


Как добраться до Гауи: из Санкт-Петербурга, с автовокзала на Обводном канале идет до Риги автобус Lux компании LUX Express,  по маршруту Санкт-Петербург – Кингисепп – Ивангород  - Нарва – Тарту – Валга – Валмиера и как то там дальше до Риги J. Билет «Петербург – Валга» стоит 1150 рублей, для студентов до 26 лет имеется скидка 10% - билет стоит 1035 рублей. Границу переходим в Нарве, соответственно, требуется лишь паспорт с действующей визой страны Евросоюза. Обратно ехали тоже автобусом той же компании, но на этот раз чуть попроще – не Lux, а Simple. Билет «Валмиера – Петербург» стоит 985 рублей, скидок нет.
Кстати, город Валга/Валка расположен ровно на границе Эстонии и Латвии. Его эстонская половина называется Валга, во всех магазинах цены там в евро, а латвийская – соответственно Валка, и пока ещё все цены там в латах. Для справки, в одном лате 100 сантимов.
Для удобства я буду описывать путешествие по дням.
Итак, День 1: Зиле – стоянка «Parceltuve»
Высадившись с вещами из автобуса около железнодорожного вокзала в Валге, мы вызвали такси и быстро доехали до моста через Гаую в Зиле. Номера телефонов таксистов висят во множестве внутри здания вокзала. На правом берегу Гауи, ниже моста по течению находится большая поляна с оборудованным кострищем и бревенчатым срубом – навесом со столом и лавками внутри.

При сборке байдарки возник неприятный казус: из-за того, что нос шкуры был надет на кости криво, после сборки кильсона не сразу получилось поставить на место стрингера, поэтому у нас сломался дюралевый шпангоут. Поломка была исправлена наложением на него «шины» из сосновой ветки. У поляны есть весьма приличный песканый спуск к реке. Погода стояла серенькая, и купаться не хотелось совершенно.
Незадолго до старта мимо прошла компания на двух «Тайменях», через некоторое время мы их обогнали. Вечером они прошли мимо нас и встали чуть дальше.
Вышли мы около 12.00, и через несколько часов остановились на обед на песчаном пляже, коих на Гауе великое множество. Но останавливаться на таком пляже на ночь плохо по нескольким причинам – дальше него на берегу высокая трава, не исключено болото, ведь они затапливаются в половодье, да и дров не найти. Кроме того, по таким пляжам проходят тропы на водопой, и ночевать рядом с такими следами не хочется совершенно!


До Стренчей мы точно не успевали, поэтому остановились в 7 часов вечера на «оборудованной» стоянке «Parceltuve» на левом берегу. Вообще, на Гауе оборудованные стоянки – далеко не редкость, попадаются они часто.
Но эта стоянка была одной из худших, ибо из «оборудования» там были лишь кострище с низенькой металлической перекладиной, под которую даже котелок не всунешь, да лежащая в отдалении поваленная будка туалета. Ярко выраженные минусы: очень крутой берег, даже разгружать и загружать байдарку приходилось по цепочке, и несколько сухих деревьев, окружавших песчаную поляну, угрожающе скрипевших при каждом порыве ветра. Вокруг густой лес, черникой даже не пахнет. Дабы не спать на холодном песке, под палатку нарвали елового лапника. Вокруг преобладает сосновый лес, но есть и лиственные деревья.
На правом берегу видна деревня, судя по карте – это Олиня. Спускаясь в очередной раз к реке, я увидел, как под поваленное дерево на берегу скользнула небольшая, сантиметров 30, черная змея.
Если смотреть по советской карте, которой мы пользовались как основной, то эта стоянка находится,  вероятнее всего, сразу после устья реки Вия, но мы её не обнаружили.
День 2: стоянка «Parceltuve» - неопознанное место между Стренчами и Валмиерой
Проснулись около 9.00, вышли в 12.00.

Через пару часов обогнали вчерашних коллег – они собрали из байдарок катамаран и безмятежно болтались посередине реки, никуда не торопясь. К 14.00 дошли до Стренчей, их можно опознать по мосту через реку. Сразу за мостом справа песчаный пляж, подходящее место для обеда.


От моста до посёлка идти 1 километр. В поселке универсам «top!», аптека, много магазинов. Есть памятник плотогонам и стоящий на газоне плот, на таких сплавлялись по Гауе. Рядом щит с фотографиями и описанием его, правда, по латышски. Интересная особенность, не только этого поселка, но и Латвии вообще, или даже всей Европы: частные участки имеют идеальный английский газон, и, к тому же, начисто отсутствует забор. Изредка встречается низенькая живая изгородь. Все-таки это отечественная манера – огородиться крепостной стеной со всех сторон...
Сразу после Стренчей будет железнодорожный мост. На протяжении 4 километров будут встречаться небольшие перекаты, гордо именуемые здесь «порогами».  Кстати говоря, приток Гауи – речку Вию с утесом у устья мы так и не обнаружили, хоть слева и было несколько ручейков.
К 19.00 нашли неплохую стоянку на левом берегу. С воды видна песчаная осыпка, река в этом месте поворачивает направо. Наверху стоит добротный новый стол со скамьями, есть кострище. Но, как мы потом поняли, есть и минус – в 100 метрах от стоянки есть деревня, и покой может быть потревожен местными, пришедшими искупаться. Собственно говоря, так и произошло – вечером пришла компания искупаться, поболтали с ними – русский из них знает только старший, остальных уже не учили. С утра тоже пришел пенсионер, попытались выяснить, что это за деревня, он ответил – «Пополь». На карте такой нету, видать, напутал чего.


День 3: Неопознанное место между Стренчами и Валмиерой – стоянка «Grivini»
Вышли также, около 12.00. К обеду дошли до Валмиеры. Перед ней пешеходный мост с угрожающей надписью, что-то вроде "Осторожно, водопады"
Тут же причалили на левом берегу, в заливчике. Сходили в магазин, а также поговорили с парой местных бомжей, сидевших тут же. Они рассказали, что в трёхстах метрах ниже по течению трасса гребного слалома, с порогом. Потихоньку дошли до неё, причалили на пляжике справа. В русло реки натащены валуны, сделана бетонная ступенька в качестве порога, а также повешены воротца. Решили обносить, ибо байдарка «Салют-3» никогда повышенной маневренностью не отличалась, поэтому убраться об камни было бы делом первых трёх секунд. Выгрузив половину вещей, мы внезапно осознали, что обносить по левому берегу будет проще, а главное – быстрее. Чтобы не загружать все обратно, решили разделиться. В конце трассы длиной около сотни метров на правом берегу сделаны даже бетонные ступеньки, на них удобно грузиться.
За поворотом - автомобильный мост с необычными полукруглыми фонарями. После него справанаходится пляж, на нем можно пообедать. Далее будет ещё два моста, один из них – железнодорожный, и через два километра после него начинается заповедник – Национальный парк «Гауя». Наиболее существенное для нас отличие заповедника от незаповедника – это то, что стоять можно только на оборудованных стоянках. Граница заповедника не обозначена. Вскоре слева будет стоянка «Sapa», таблички нет. Через несколько поворотов справа стоит утёс «Sietiniezis» (Сиетиниезис).


В его начале песчаный пляж и два ручья, туда стоит причалить и подняться по деревянной лестнице наверх. Сверху сосновый лес, с дорожками, есть информационные щиты, в том числе и по английски. 
Через километр ниже по течению слева ручей и длинный песчаный пляж – это стоянка «Grivini». Раньше там стояла особая деревянная вывеска, с выжженным названием, но сейчас её нет – унесло в половодье, или же сперли. За кустами большая поляна, с несколькими кострищами, наверх уходит дорога через лес. Одновременно с нами к стоянке подошли мужчина и женщина на каноэ, а когда мы уже поставили палатку, сверху начали спускаться люди с одинаковыми красными каяками. Здороваешся с ними по русски, а они либо «Добре-добре» отвечают, либо по английски. На каяках написано «Kayaki.pl», из чего мы сделали вывод, что это – поляки. Всего у них было 12 двухместных каяков, и столько же людей. В довесок они сверху спустили три велосипеда, складные походные кресла со столом и собаку J. Некоторые из них говорили по русски, и на расспросы ответили, что идут «до моря». Впрочем, когда мы вышли на следующий день, пара на каноэ уже давно ушла, а поляки по прежнему активно болтали, не проявляя намерений собираться.
День 4: стоянка «Grivini» - стоянка «Lencupe» (Ленчупе)
Как я говорил раньше, поляки остались, а мы вышли. До конца нашего маршрута они мимо не проходили. На пути попадаются несколько утесов, каждый красивее предыдущего.
Обедали на правом берегу, стоянка «Janaramis». Тоже несколько кострищ, висит информационный щит с картой заповедника, на которой обозначены места стоянок и расстояния между ними.


После обеда собрался дождь, переждали его на правом берегу, не доходя до стоянки «Lenci». Планировали встать на ночлег на следующей стоянке, «Lencupe», когда начали её искать, увидели характерную табличку на небольшом островке посередине реки, заваленном смытыми в паводок деревьями. Табличка лежала прямо поверх сучьев! А 50 метрами ранее на правом берегу было неплохое место, мы и решили, что табличка смыта оттуда. Бодро прогребли против течения, мама поднялась наверх… и обнаружила, что никакой стоянки нет и быть не может – наверху грунтовая дорога. Делать нечего, погребли дальше, вниз по течению. Издалека мы не видели надпись на табличке, а когда подплыли, то увидели «Sapa»! 


А эта стоянка, без таблички, была сразу за Валмиерой!
Справа показалась сначала табличка «Стоянка запрещена», а потом стала видна, чуть раньше, табличка «Lencupe». Там же впадает река Lencupe, стоянка на её ближнем берег, а на дальнем – запрещена. Наверху отличное место, трава выкошена, есть готовые дрова, а стоянка разделена кустами на своеобразные «комнаты» - отдельные места с кострищами. Берег крутоват, но есть тропинка, байдарку поднять легко. В притоке вода ощутимо холоднее. Комаров, на удивление, было мало.
День 5, последний: стоянка «Lencupe» - Цесис
Через несколько километров ниже будет мост, а за ним на двух берегах песчаные пляжи. Теоретически, можно идти дальше, до городского пляжа, но мы собрались на левом берегу, вызвали такси (до вокзала в Цесисе километров 6).  До Валмиеры идет электричка, на ней мы и доехали. В самой Валмиере от железнодорожного до автобусного вокзала километра 3. Идет городской автобус. В 00.30 подошел автобус «Рига – Санкт-Петербург», на котором мы без приключений вернулись домой.

2 комментария:

  1. Существует поговорка, что первый дом строишь врагу, второй – соседу, а лишь третий — себе. Чтобы опровергнуть эту народную мудрость, перед тем, как начать возводить свой дом, нужно всё рассчитать, взвесить все «за» и «против» и только после этого приступить к строительству silikat18. Это поможет избежать ошибок и, как следствие, разочарования, когда процесс строительства затягивается, а дом из мечты превращается в «пылесос», вытягивающий все средства из семейного бюджета, а также силы застройщика и его семьи.

    ОтветитьУдалить
  2. Однако в критериях исчезают «подводные камешки», коие не разрешат ликвидировать крупную необходимую или же вы не успеете отыграть вейджер. Поэтому профессионалы советуют забрать автоматы с бездепозитным бонусом за регистрацию безвозмездные вращения за регистрацию в казино без депозита, чтобы поднабраться навыка и получить настоящий шанс на победу.

    ОтветитьУдалить

Прокомментируйте это!